Россія и Западъ («Великая Россія», 22 сентября/5 октября 1919г.) П.Б. ​Струве

Русская революція ​есть​ эпизодъ ​міровой​ войны. Но это едва ли не самый крупный и чреватый послѣдствіями эпизодъ ​ея​, имѣющій самъ по себѣ значеніе и смыслъ всемірно-историческій. 

Россія съ ​самаго​ начала своего бытія стоитъ на рубежѣ двухъ ​міровъ​ — западнаго и восточнаго, европейскаго и азіатскаго. Въ этомъ ​ея​ ​міровомъ​ положеніе кроется разгадка ​ея​ испытаній и страданій и въ то же время ​ея​ великаго призванія и великихъ достиженій. 

Въ свое время русскій народъ принялъ на себя натискъ азіатскихъ полчищъ и, временно согнувшись передъ натискомъ, отразилъ его отъ Европы. Сейчасъ Россія и русскій народъ принялъ на себя такой же натискъ разрушительныхъ силъ и такъ же, какъ въ средніе ​вѣка​, своей грудью нашъ народъ отражаетъ и тѣмъ самымъ отбрасываетъ ихъ отъ старой Европы, оказывая ей великую услугу всемірно-историческаго значенія. Эта новое иго, большевизмъ, хуже и гораздо опаснѣй прежняго, ибо его ​разрушительные​ силы идутъ не извнѣ, а родились въ нѣдрахъ самой Россіи и самой Европы. Большевизмъ ​есть​, конечно, порожденіе Россіи и русской дикости, но никогда это русское порожденіе не достигло бы той ядовитости, которая потрясла до основъ и временно разрушила Россійскую державу, если бы русская интеллигенція не отравила себя и народъ ядомъ интернаціонализма и соціализма. Безъ этого отравленія русскихъ умовъ ядовитыми западными началами дикость русскихъ толпъ никогда не вышла бы изъ границъ русскаго бунта, «жестокаго и безсмысленнаго», отъ котораго у народа осталось бы лишь легкое ​похмелье​. Только интернаціоналистическій соціализмъ сдѣлалъ изъ русскаго бунта движеніе ​мирового​ значенія, преодолѣніе и отраженіе котораго составятъ второй всемірно-историческій подвигъ Россіи. 

Пишущій ​этѣ​ строки никогда не вѣрилъ въ то, что большевизмъ ​Ульянова​-Ленина и ​Бронштейна​-​Троицкаго​, раздавивъ и унизивъ Россію, сможетъ на русскій манеръ завоевать и обольшевичить Европу. Но это не значитъ, чтобы культурная Европа могла равнодушно относиться къ терзаемой гражданской войной Россіи, со снисходительнымъ любопытствомъ взирая на происходящую въ ней великую смуту. Ибо недаромъ Россія была больна не только своей собственной дикостью, но и западноевропейской отравой. Этой отравой больна сейчасъ въ значительной мѣрѣ и сама Европа. Сейчасъ та русская армія, которую возсоздали ​Корниловъ​ и Алексѣевъ и которую ведетъ ​Деникинъ​, не только освобождаетъ и возрождаетъ къ старой мощи и новой жизни Великую Россію, она въ тоже время этимъ великимъ національнымъ подвигомъ спасаетъ старую Европу отъ ​ея​ собственнаго яда и тѣмъ свершаетъ всемірно-историческое дѣло. Возрождающаяся Россія и ​ея​ армія никогда и ничего не желаютъ спасать и возрождать кромѣ своей собственной государственности въ ​ея​ историческихъ, вѣковыми народными жертвами воздвигнутыхъ предѣлахъ, той государственности, которая была ​измѣннически​ предана и разрушена людьми, еще старой мѣткой русской рѣчью окрещенными «государственными ворами». Но борясь со своимъ собственнымъ «государственнымъ воровствомъ», русская армія и ​русскіе​ патріоты, какъ встарь, спасаютъ Европу, и притомъ на этотъ разъ отъ ​ея​ же собственнаго яда. Это утвержденіе ​есть​ просто констатированіе факта, и ​русскіе​ люди должны ясно понять выше очерченную роль Россіи въ современной стадіи ​міровой​ войнъ. ​Ея​ необходимо понять для того, чтобы въ свое время въ дѣлѣ отстаиванія мощи и достоинства Россійской державы безъ гордыни, но ​смѣло​, съ правымъ дерзаніемъ опереться на великій подвигъ, совершаемый теперь государственно-національной Россіей и ​ея​ доблестной арміей въ великой борьбѣ противъ новыхъ варваровъ, коммунистовъ. 

Я только сейчасъ пріѣхалъ съ Запада, и я счастливъ сказать, что въ той новой, возрождающейся Россіи, на почву которой я вступалъ исполненный трепетныхъ надеждъ и ожиданій, я нашелъ живой старую Россію съ ​ея​ государственнымъ и національнымъ духомъ. Да, возстанавливая нашъ русскій домъ, будемъ строить новую Россію, но въ томъ крѣпкомъ національномъ духѣ, безъ котораго ​русскіе​ люди отъ царей до послѣднихъ «​мизинныхъ​ людей» никогда не создали бы ни Россіи, ни русской культуры. Только національнымъ духомъ, создавшимъ Россію, можно возсоздать ​её​.

%d такие блоггеры, как: